Перспективный оптимизм

В Кемерове на международном форуме обсудили внешние и внутренние проблемы угольной отрасли


— Мы решили провести в Кузбассе международный угольный форум, чтобы определить вектор развития отрасли в новых условиях — санкций, отказа ряда стран от российского угля. Наша угольная отрасль успешно преодолела многие кризисы. Уверен — мы достойно справимся и с новыми вызовами, — объяснил необходимость мероприятия Сергей Цивилев.

А еще одной задачей форума, по словам губернатора Кузбасса, было показать угольную промышленность с другим лицом — в частности, без нарушений окружающей среды и страданий человека. Особое внимание здесь было направлено на подрастающее поколение. Поэтому на мероприятия были приглашены студенты и школьники, устроены спортивные соревнования и даже модный показ спецодежды и обуви для шахтеров. К слову, формально форум «Угольная отрасль — новые реалии» проходил с 6 по 9 октября, но события, ему посвященные, стали устраивать в регионе сразу после празднования Дня шахтера.

Первым большим мероприятием стал открытый «Урок угля», где Сергей Цивилев рассказал студентам, как сформировалась угольная отрасль и какие перспективы у добычи угля.

— Будущее угольной отрасли — это не наращивание объемов добычи, а глубокая переработка угля в продукт с высокой стоимостью. Кузбасс уходит от статуса сырьевого региона, сейчас мы делаем ставку на науку в этой отрасли. Необходимо сделать процесс добычи угля более безопасным. Не менее важная задача, над которой сейчас совместно работают наши ученые и промышленники, — внедрение «чистых» природоохранных технологий, — отметил губернатор.

С дискуссиями о будущем угля закончили

Всего в рамках форума прошло несколько десятков круглых столов, симпозиумов, конференций, выставок и спортивных соревнований, в которых приняли участие несколько тысяч человек, в том числе руководители федеральных министерств и ведомств, представители крупнейших угледобывающих предприятий, научная общественность, гости из Донбасса. Обсуждали все актуальные проблемы: новые вызовы на рынках угля, ситуацию на Восточном полигоне, импортозамещение, подготовку кадров и другие.

К своему трехсотлетнему юбилею, который официально будет отмечаться 7 декабря, отрасль, согласно официальной статистике, приходит не в самом оптимальном состоянии. К примеру, министерство угольной промышленности Кузбасса в нынешнем году ожидает снижение добычи угля в регионе до 215 миллионов тонн — это будет почти на двенадцать процентов и на 28 миллионов тонн меньше по сравнению с прошлым годом, причем если не случится новых осложнений на рынке угля.

Николай Шульгинов, министр энергетики РФ, в начале сентября заявил, что из-за эмбарго ЕС добыча угля в России упадет по итогам 2022 года на 6 процентов.

При этом, как отметил на пленарном заседании Андрей Белоусов, первый заместитель председателя правительства РФ, будущее угольной промышленности определилось. Прекращение экспорта на одном из важных, но далеко не единственном европейском направлении, по его мнению, никакого принципиального влияния на отрасль не окажет.

— С 2019 года развернулся мировой кризис угольной отрасли, начали давить на то, что уголь не нужен, многие страны прогнулись и пошли по этому пути. Россия устояла. Дискуссия о том, будет ли снижаться роль угольной отрасли в мире, завершена. История поставила точку. Мы видим, к каким последствиям привело решение о свертывании добычи угля в Европе: цены на газ подскочили сначала в три раза, а теперь — в семь. Это потянуло за собой рост цен в электроэнергетике, что привело к ряду проблем в других странах мира, связанных с продовольственной безопасностью. Эксперимент с сокращением потребления угля нужно заканчивать. Угольная отрасль в России — это самое важное, и угольной промышленности РФ быть и развиваться, — заявил Андрей Белоусов.

По оценкам первого вице-премьера, добыча угля в России к 2035 году составит от 485 до 668 миллионов тонн. А в целом, он уверен, будущее угольной генерации обеспечат экологичные технологии.

Западно-Восточная рокировка

На то, что угольная отрасль стала более зависима от внешних факторов, обратил внимание Максим Решетников, министр экономического развития РФ. Причина — увлечение экспортом в последние годы, который способствовал быстрому росту добычи сырья.

В досанкционные времена угольщики поставляли на европейский рынок порядка 50 миллионов тонн. Но с августа он для россиян закрыт, и началась перебалансировка рынка сбыта. Теперь при экспорте ключевым фактором становится удаленность от центров потребления угля, что, к примеру, весьма невыгодно для части поставщиков из сибирских регионов. Зато потенциал для экономического роста появляется у Якутии, Амурской области, Бурятии — эти регионы находятся ближе к ключевым центрам к отправке угля и его потреблению.

В этой связи был поднят в очередной раз вопрос о Восточном полигоне. Так, по словам Сергея Цивилева, в нынешнем году на восток по железной дороге из Кузбасса планируется вывезти порядка 48,5 миллиона тонн угля. Напомним, что в 2021 году в восточном направлении угольщиками региона было отгружено 56,1 миллиона тонн угля. Таким образом, показатель сократится на 13,5%, При этом отгрузка черного золота из Кузбасса в восточном направлении по железной дороге в 2022 году будет снижена впервые за четыре последних года.

Андрей Белоусов отметил, что эту проблему понимает. Но, по его словам, сложился ряд обстоятельств, которые не позволяют отдать приоритет одним угольщикам. Провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 2021 году достигла 144 миллионов тонн. В настоящее время реализуется инвестиционный проект, рассчитанный на обеспечение в 2024 году увеличения провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 180 миллионов тонн в год. Но после начала специальной военной операции закрылись северо-западное и южное направления, в результате на Восток с миллионами тонн груза поехали массово не только угольщики, но и металлурги, и производители минеральных удобрений, и зерновики, и лесозаготовители и т.д. и т.п. Переориентация транспортных потоков шла вынужденно, а объемы грузоперевозок были рассчитаны для условий мирного времени. (На эту же тему см. материал на стр. 8-10).

В связи с такой турбулентной ситуацией есть смысл поискать выход на другие рынки. На это обратил внимание, в частности, Сергей Мочальников, заместитель министра энергетики Российской Федерации, выступая с докладом о перспективах развития угольной отрасли страны в условиях санкционного давления.

Он отметил, что российский уголь является качественным и более экологичным ввиду минимального содержания вредных компонентов, в связи с чем остается востребованным потребителями. Перспективы развития угольной промышленности, по его словам, связаны со способностью отрасли решить амбициозную задачу по переориентации угля с европейских рынков на альтернативные рынки. Но для этого необходима реализация инфраструктурных проектов, в том числе поиск новых логистических решений, включая развитие инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна. Ну и, конечно, Восточного полигона.

— Данные меры позволят увеличить экспорт угля из России в страны АТР по путям общего пользования. Это в свою очередь позволит отрасли получить дополнительный доход и, как следствие, приведет к сохранению инвестиционного потенциала в угольной отрасли, — пояснил он.

Также замминистра отметил, что внутренний рынок угля сегодня не только остается стабильным, но и показывает потенциал роста. В результате, падение экспорта российского угля компенсировалось ростом внутреннего спроса на 7 миллионов тонн. Руководителям угольных компаний, производителям тепла и электроэнергии необходимо обратить внимание на работу по модернизации старых угольных станций.

Кроме того, к весне 2023 года предполагается разработать и утвердить новую редакцию «Энер­гетической стратегии», в которой будут даны решения выявленным вызовам и проблемам, препятствующим динамичному развитию угольной промышленности.


Максим Басов, генеральный директор АО «Сибирская угольная энергетическая компания», высоко оценил предложение первого вице-премьера российского правительства Андрея Белоусова сформировать консолидированный заказ угольных предприятий на разработку отечественных образцов горнодобывающего оборудования, льготное финансирование которого государство могло бы осуществить через долгосрочные СПИКи. При условии координирующего участия Минэнерго такая работа может быть проведена компаниями достаточно оперативно.

— Нам, на базе наших ремонтных заводов и управлений, без каких-либо инструментов господдержки удалось наладить выпуск более чем 400 наименований продукции. Но для создания такой продукции, как двигатель или очистной комбайн, мощности ремонтных заводов недостаточно, требуется совместная работа нескольких машиностроительных заводов и конструкторских бюро.

Еще одним направлением, в реализации которого необходима поддержка профильных министерств, считает Максим Басов, является формирование программы льготного кредитования предприятий угольной промышленности на покупку и лизинг горно-шахтного оборудования российского производства.


 Игорь Суходубов, генеральный директор «ШСМ-­­сер­вис»:

— Нет сомнения в том, что добыча угля в перспективе будет увеличена. Высказывания участников Международного угольного форума только подтвердили мое убеждение.

Это значит, что в дальнейшем работы прибавится. Тем более поставки взрывозащищенных двигателей, сервисным обслуживанием которых мы занимаемся, не прекращаются. Согласно правилам параллельного импорта, они завозятся из Польши. Недавно мне подтвердили, что работает завод Луганской области — ОАО «ПЭМЗ имени К. Маркса», один из крупнейших производителей шахтного оборудования. Успешно занимается импортозамещением российский электротехнический концерн РУСЭЛПРОМ. В нашем регионе своевременно возрождается КЭМЗ, прекративший существование в 2013 году. Мы способны производить востребованную продукцию для угольной отрасли, что и будем уверенно делать.

Я вижу необходимость проведения таких знаковых мероприятий, как Международный угольный форум, поскольку они позволяют заинтересовать отраслевой тематикой разные аудитории, в том числе молодежные. Открытый «Урок угля» губернатора Сергея Цивилева для студентов дорого стоит. Я уверен, что молодежь пойдет к нам и все у нас получится.


 

Последние штаны не снимут

Андрей Белоусов обрадовал участников пленарного заседания, обеспокоенных тем, что вводится экспортная пошлина на уголь.

Напомним, что проект бюджета РФ на 2023-2025 годы, внесенный в Госдуму, предполагает введение экспортных пошлин на уголь и удобрения. Но…

— У нас есть, знаете, такие фейковые новости. Распространяются слухи, что как будто экспортную пошлину сейчас введем, последние штаны снимем с отрасли, отнимем последние деньги. Прежде всего я должен сказать, сумма там запланирована с оговоркой, порядка 30 миллиардов рублей. Это очень небольшие деньги. Но даже и их мы, скорее всего, не возьмем. Сегодня у нас средняя продажная цена российского угля на мировых рынках, на Востоке составляет порядка 130-140 долларов за тонну. Мы договорились с угольными компаниями, что цена отсечения будет 150 долларов, то есть она выше контрактной, которая сегодня сложилась на рынке. Это означает, что, если спрос подрастет, конъюнктура еще улучшится и цена повысится за 150 долларов, часть сверхдохода, которая от прибыли сверх цены 150 долларов, будет забираться в бюджет, если ниже — ноль, — объяснил первый вице-премьер.

Также Андрей Белоусов согласился с угольщиками, что при налогообложении угольной отрасли нужно отказаться от привязки к котировкам австралийского угля. О желательности такого шага, к примеру, заявил Илья Широкоброд, президент ООО «Распадская угольная компания».

Сейчас в России ставка НДПИ на уголь привязана к котировкам австралийского угля (индексу SGX TSI FOB Australian Premium Coking Coal ОТС).

— Нужно отвязываться от австралийского угля, потому что для нас цены на австралийский уголь никакого отношения к нашему ценообразованию на мировом рынке не имеют. Дисконты составляют 50-60%, иногда даже больше. Мы об этом уже говорили, Минфин работает над этим. Я приеду в Москву, узнаю, должны вот-вот это сделать, — сообщил Андрей Белоусов.

Палочка-выручалочка

Одна из актуальных проблем сегодня для отрасли — импортозамещение. Угольщики сейчас массово переходят на китайскую и белорусскую технику, шины и двигатели, но этого уже недостаточно.

По словам Андрея Белоусова, в девяностые годы прошлого века собственники угольных предприятий начали энергично насыщать свои парки импортной техникой, в результате практически было убито отечественное машиностроение. Сейчас порядка 80–90% работающего в добывающей промышленности оборудования — это импортные машины и механизмы. Правда, в России запустили параллельный импорт, и, оказалось, отметил первый вице-премьер, что поток запчастей Запад перекрыть не может.

— Это возможность завозить сертифицированные запчасти, минуя санкции. Что, кстати, для многих отраслей, в том числе горнодобывающей, стало палочкой-выручалочкой. И это не фальсификат завозится. А запчасти, которые производятся по лицензиям и сертификатам, — отметил Андрей Белоусов.

Но нужна помощь российским машиностроителям, чтобы они могли запустить массовое производство. Минпромторг уже составил перечень ключевой техники и оборудования, в том числе для угольной отрасли. Все финансируется за счет Фонда развития промышленности. Но производителям нужны долгосрочные консолидированные заказы, их угольным компаниям первый вице-премьер предложил делать совместно.

Кадры снова решают

На форуме угольщики-практики, к примеру Елена Дробина, директор АО «УК «Кузбассразрезуголь», отмечали, что даже в крупных компаниях есть кадровый голод по ключевым специальностям. И как вариант решения проблемы было предложено ускорить время обучения будущих горняков по вузовским программам, в том числе дистанционно.

Идея стала еще актуальнее после проведениея частичной мобилизации в рамках СВО. В связи с этим, как отметил губернатор Кузбасса, будет значительно расширено взаимодействие промышленных предприятий, в том числе угольных, с учебными заведениями.

Готовы собирать бесплатно

В рамках форума говорили об актуальных проблемах не только угольной, но и смежных отраслей. Так, утилизацию отработанных крупногабаритных шин обсудили на круглом столе.

На территории Кузбасса ежегодно образуется порядка 60 тысяч тонн отработанных крупногабаритных шин. В природе они разлагаются более 150 лет, обладают высокой пожароопасностью, и в случае неконтролируемого горения оказывают крайне негативное влияние на окружающую среду. По закону автомобильную резину, отслужившую свой век, нужно утилизировать. Захоранивать ее запрещено, но в регионе уже не первый год фиксируются случаи, когда КГШ, к примеру, просто засыпают породой в карьерах и отвалах.

В Кузбассе сейчас работают 10 специализированных предприятий — операторов по обращению с отходами, способных перерабатывать весь объем КГШ, образующихся в регионе с помощью современных технологий и оборудования. Но нормальный сбор сырья пока отладить не удается, так как не все отходообразователи спешат сдавать использованные шины в переработку и менять свои бизнес-процессы, а на законодательном уровне в некоторых случаях такая ответственность не закреплена. А механизмов для отслеживания процесса от покупки шин до их утилизации сейчас нет. Надеясь стимулировать владельцев КГШ, сразу несколько руководителей компаний-переработчиков сообщили, что готовы сами бесплатно забирать отработанные шины и за свой счет отвозить их на переработку, лишь бы последние не закапывали.

Александр ПОНОМАРЕВ


2024-МАЙНИНГ