…До космических кораблей

Промышленная революция в восемнадцатом веке дала новый виток развития человеческой цивилизации


Облегчение ручного труда позволило промышленности брать новые и новые высоты, делая жизнь на Земле все уютнее и комфортабельнее. Ведь машиностроение — это не только автопром. В отрасль входит разработка и выпуск всевозможных станков и оборудования для практически всех сфер деятельности, строительство ядерных реакторов и космических кораблей, работа на оборонный комплекс и авиацию, энергетика…

Да мало ли чего! Объем продукции превышает сотню миллиардов долларов в год.

Инженеры-машиностроители сегодня — особая каста, заслужившая свой собственный праздник. В России он не имеет фиксированной даты в календаре, с 1966 года тружеников машиностроительной отрасли ежегодно чествуют в последнее воскресенье сентября.

Строим в Кузбассе

В Кузбассе по официальным данным на предприятиях машиностроения и в сфере ремонта оборудования сегодня работают около 30 тысяч специалистов. Наши машиностроители выпускают горно-шахтное, горнорудное, транспортное, подъëмно-транспортное, дорожно-строительное, коммунальное, сельскохозяйственное, химическое оборудование, весоизмерительную аппаратуру, а также выполняют оборонный заказ. Заводы по выпуску оборудования, запасных частей и обслуживанию выступают партнерами кузбасских угольных компаний, предприятий энергетики и коммунальной сферы, железнодорожных перевозчиков.

На торжественном приеме в честь лучших работников отрасли Андрей Панов, заместитель губернатора по промышленности, транспорту и экологии, отметил, что сейчас самым важным направлением работы является производство импортозамещающей продукции.

В рамках ускорения заданных темпов развития производства кузбасские машиностроительные предприятия внедряют технику и оборудование на местных месторождениях, разрабатывая новые модели в целях импортозамещения.

Как отметил в одном из своих обращений глава региона Сергей Цивилев, в данный момент угольные месторождения Кемеровской области активно переходят на оборудование российского производства в связи с введенными санкциями.

— В условиях санкций, а точнее, торгово-экономической блокады, которую объявили России недружественные страны, для сохранения стабильной работы наших предприятий необходимо в максимально короткие сроки произвести замену тех товаров, которые мы больше не можем получить из-за рубежа. Санкции коснулись многих отраслей промышленности, в том числе и ведущей отрасли региона — угледобывающей. Сейчас мы переводим шахты и разрезы на отечественное оборудование, которое не уступает импортным аналогам в надежности и качестве. И главными помощниками в этом становятся кузбасские машиностроители, — сказал губернатор.

У Кузбасса имеются неплохие наработки по выпуску конкурентоспособной, качественной продукции. Ее весомое преимущество перед зарубежными аналогами — это соотношении цены и качества. В рамках государственной программы «Развитие промышленности Кузбасса на 2019-2024 годы» преду­сматривается финансовая поддержка предприятий в форме предоставления субсидий. Фонд развития промышленности Кузбасса предоставляет льготное заемное финансирование промышленным предприятиям, реализующим проекты в сфере импортозамещения, производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения и внедрения наилучших доступных технологий.

Опытные образцы «ЗИМ»

На днях в новостных лентах кузбасских СМИ прошла информация о том, что в этом году ООО «Завод инновационного машиностроения» планирует сертифицировать опытные образцы тяжелого дизельного тягача ZIM-140 и легкого маневрового дизельного устройства ZIM-40.

ООО «Завод инновационного машиностроения» было основано в Новокузнецке в октябре 2018 года. Предприятие разрабатывает и выпускает оборудование для обеспечения потребностей добывающих предприятий Кемеровской области и России в рамках импортозамещения. Также компания оказывает услуги по капитальному ремонту и сервисному обслуживанию горно-шахтного оборудования различных производителей.

В 2019 году ЗИМ стал резидентом Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Новокузнецк». Завод уже делает тягачи ZIM-120, которые работают на шахтах «Распадская-Коксовая», «Распадская», «Полы­саевская», «Березовская» и другие.

Компания запустила целый ряд разработок, включая создание монорельсовой шахтной техники. Машины «ЗИМ» обеспечивают добывающему предприятию все, что касается перевозок, — от многотонных грузов до людей, от материалов до маневровых работ в забое.

Новая разработка новокузнецких машиностроителей — собственный тяжелый дизельный тягач ZIM-140 — будет большей частью собран из российских комплектующих. Кроме того, электронная система управления, созданная местными специалистами, позволяет наблюдать за работой оборудования в дистанционном режиме.

Возрождение Юрмаша

Не первый год население Кузбасса волнует будущее Юргинского машзавода, градо­образующего предприятия Юрги, признанного банкротом осенью 2020 года. Важное предприятие для Кузбасса находилось в частной собственности, и собственник тогда принял решение о его закрытии. Хотя на предприятии существует прекрасная база для производства горно-шахтного оборудования, сохранились необходимые площади и станки. После полуторагодовалого простоя Юргинский машиностроительный завод приступил к работе.

Еще весной власти региона приняли решение восстановить Юрмаш, а чуть позднее объявили о том, что несколько цехов, переданные в аренду дочернему предприятию ООО «ПК «Юргинский машзавод», уже заработали. Удалось наладить производство и ремонт гидрооборудования, механосборочные работы, прочностные и циклические испытания секций механизированных крепей. Всего в этих цехах трудится 130 человек.

Конечно, на сегодняшний день предприятие работает далеко не в полную силу, чтобы загрузить его мощности в реальном объеме, необходим запуск металлургического производства. И ООО «ПК «Юргинский машзавод» готово увеличить объемы для выполнения заказов угольных предприятий России.

Кеммаш, не сменивший курс

По словам Сергея Колотова, директора «Кемеровского машиностроительного завода», несмотря на сложную экономическую и геополитическую ситуацию в мире, предприятие не сменило курса на рост и развитие. Сейчас на заводе работает семь производственных цехов, и в 2023 году планируется открытие еще двух.

Идет монтаж оборудования и обустройство промплощадки с высокоточной широкоформатной установкой плазменной резки, станочным парком и технологическим оснащением для изготовления и проведения испытаний крупногабаритного оборудования. Кроме того, происходит модернизация станочного парка металлообрабатывающей группы, приобретаются современные высокоточные станки.

Кеммаш, созданный в 2005 году, специализируется на выпуске, модернизации и капитальном ремонте горно-шахтного оборудования. Причем предприятие единственное в регионе специализируется на вентиляторах местного проветривания (именно с них завод начинал работу), а недавно Кеммаш освоил производство нового типа агрегатов — взрывозащищенных газоотсасывающих вентиляторов УВЦГ-15.

На сайте предприятия среди заказчиков ООО числятся более 70 постоянных клиентов — в том числе угледобывающие, золотодобывающие и алмазодобывающие компании. Кроме потребителей кузбасского региона (ОАО «СУЭК», УК «Южкузбассуголь», «СДС-Уголь», ЗАО «Распадская угольная компания», ОАО «Угольная компания «Северный Кузбасс»), продукцию Кеммаша приобретают компании Якутской, Магаданской областей, Камчатского края, Республики Бурятии и других регионов.

Уровень локализации, по словам специалистов, на Кеммаше составляет сегодня в среднем 75 процентов, но производство стремится максимально сосредоточиться на собственных мощностях.

КЭМЗ — легенда возвращается

«Кузбассэлектромотор» — грандиозный завод, когда-то известный на всю страну и далеко за ее пределами. Русско-Балтийский электротехнический завод, который был основан в Риге в 1888 году, во время Великой Отечественной войны эвакуировался в Кемерово. С 1942 года в восстановленных на новом месте цехах производилась военная техника для нужд фронта, в том числе электромоторы для танков Т-34. И в послевоенное время завод гремел по стране и за ее пределами. Говорят, что оборудование, которое КЭМЗ изготовлял для кузбасских шахт, до сих пор работает.

Он выстоял и в трудные 90-е, а вот нулевые его подкосили.

«После десяти лет борьбы, — пишет пресс-служба столицы Кузбасса, — многочисленных попыток влиться в современные производственно-экономические процессы КЭМЗ исчерпал свои силы. Потерял большую часть цехов и площадей. В нулевые статные, относительно новые корпуса на Советском проспекте обрели новую жизнь — превратились в торговые центры. А в 2013-м «Кузбассэлектромотор» прекратил свое существование, и, как тогда казалось, прекратил навсегда…».

Но, как оказалось, не так просто сломать то, что построили наши легендарные предки. И сегодня вновь заговорили о том, что КЭМЗ возрождается. Когда потребовалась помощь предприятия в замещении иностранных аналогов, завод ожил.

Кемеровский глава Илья Сере­дюк написал в одной из соцсетей: «Продукция кемеровского завода КЭМЗ — асинхронные электродвигатели в стальном взрывозащищенном корпусе — успешно замещает аналоги из Германии и Китая. Кроме того, кемеровские машиностроители производят шахтные вентиляторы, комплектные распределительные устройства. Предприятие постоянно увеличивает количество выпускаемой продукции, вводит новые виды. К примеру, с недавнего времени здесь делают пускатели и ячейки».

«Завод сейчас возрождается. У предприятия сохранились производственные корпуса внутри бывшей площадки с выходом на проспект Советский», — добавил в комментариях Илья Середюк.

Совместными усилиями

Также кузбасские предприятия достигают определенных успехов во взаимодействии с машиностроителями других российских регионов. Так, в августе стало известно, что в нашу область собирается поставляться горная техника совместного производства ДНР, Кузбасса и Томской области.

Новый проходческий комбайн будет работать на шахте имени Тихова. Комбайн был собран сотрудниками Ясиноватского машиностроительного завода (ДНР), Кузбасского электромашиностроительного завода («ТоргИнвест») и компании «Ильма» из Томска.

— Это реальный результат соглашения о сотрудничестве между машиностроителями Донбасса и Кузбасса, которое было подписано в июне этого года на XXV Петербургском международном экономическом форуме. Это взаимовыгодный контракт. Кузбасский завод «ТоргИнвест» производит взрывозащищенные электродвигатели и вентиляторы для работы в агрессивных средах. Теперь вся проходческая техника Ясиноватского машиностроительного завода оснащается взрывозащищëнными электродвигателями кузбасского производства. Это большой шаг вперед в импортозамещении, — сказал губернатор Сергей Цивилев.

Ожидается в области еще одно событие межрегиональных усилий. Специалисты Кузбасса собираются провести производственные испытания опытного образца беспилотного грузового самосвала: совместный проект ученых КузГТУ и КамАЗа, в рамках создания безопасных и высокопроизводительных технологий.

По словам Алексея Яковлева, ректора КузГТУ, университет и КамАЗ сегодня работают над созданием трех модификаций беспилотной промышленной техники. В частности, специалисты планируют создать карьерные самосвалы-беспилотники грузоподъемностью 125 тонн и 90 тонн и грузовой беспилотный самосвал на 50 тонн. Опытный образец малотоннажного беспилотного самосвала уже находится на завершающей стадии сборки.


 

Андрей Панов, заместитель губернатора по промышленности, транспорту и экологии:

— Сегодня на Россию оказывается беспрецедентное санкционное давление со стороны западных стран, и у предприятий возникают определенные риски в части поставок заказов, сроков изготовления запасных частей, наблюдается подорожание сырья, комплектующих и так далее. Но, несмотря на вызовы, кузбасское машиностроение демонстрирует высокие темпы роста. Общий объëм машиностроительного производства по итогам семи месяцев текущего года превысил 43 миллиарда руб­лей, это более 114 процентов к аналогичному периоду прошлого года. Важное направление работы наших машиностроителей — производство импортозамещающей продукции.


 

Евгения РАЙНЕШ


2024-МАЙНИНГ