Крепнущие связи

VII Восточный экономический форум призван содействовать ускоренному развитию экономики Дальнего Востока и расширению международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе


Одним из первых мероприятий форума стала сессия «Будущее отраслей: что купить, а что произвести? Добыча и переработка полезных ископаемых».

Время полного эмбарго

Под председательством Алек­сандра Козлова, министра природных ресурсов и экологии РФ, участники встречи обсудили меры, которые позволят консолидировать усилия государства и бизнеса для достижения сырьевого суверенитета страны.

— Одна из главных целей министерства — повысить эффективность управления отраслью и сократить сроки от разведки до добычи. Активная работа в этом направлении стартовала еще год назад. В стране появилась единая цифровая платформа получения геологической информации. В цифру перешла процедура лицензирования недр, расширили предельный размер участков для недропользователей, — рассказал Александр Козлов.

Также министр объявил о важнейших усовершенствованиях, которые ждут отрасль, и рассказал об «антикризисных мерах» для поддержки недропользователей.

Анна Цивилева, председатель Совета директоров АО «Колмар Груп», традиционно принимает участие в деловой программе ключевой международной площадки для создания и укрепления связей государства, бизнеса и инвестиционных сообществ. Во время своего выступления Анна Евгеньевна обозначила ситуацию, которая складывается на мировом рынке угля в связи с санкционным давлением и рядом ограничений.

В настоящее время из-за полного эмбарго на энергоносители в страны Европы впервые возникла ситуация, когда цены на энергетический уголь стали превосходить цены на концентрат. Потребители угля в странах Азиатско-Тихоокеанского региона пользуются тем, что угольные компании РФ не могут свободно реализовывать свою продукцию, и требуют повышенные дисконты по сравнению с бенчмарками австралийских углей подобного качества.

— В связи с этим нам необходимо сконцентрировать свое внимание на снижении себестоимости продукции, увеличении ее маржинальной прибыльности и минимизации логистических ограничений. В данной ситуации без помощи и поддержки государства компаниям, находящимся в активной стадии инвестиционных проектов, выживать будет очень трудно, — отметила председатель Совета директоров АО «Колмар Груп».

Для повышения экономической эффективности добывающей отрасли за счет создания продуктов высокого передела «Колмар» предложил ряд мер, качающихся налогов на добычу полезных ископаемых, льгот для резидентов ТОСЭР на период 2022-2024 годов, упрощения процедур регистрации иностранных работников в РФ и другие.

Важное место в борьбе со сложившейся ситуацией занимает импортозамещение. Необходимо поддерживать отечественных производителей горно-шахтного оборудования через механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, ввести льготы на закупку оригинальных запчастей у производителей из дружественных стран, проработать возможность привлечения иностранных специалистов для проведения консультаций по сервисному обслуживанию оборудования.

— У нас есть предложения, как развивать отрасль и повышать ее экономическую активность за счет продуктов высокого передела, импортозамещения оборудования, повышения эффективности продаж в угольной отрасли. Россия может увеличить в разы свою продукцию. За нами большая перспектива и надо быть готовыми развивать логистику и инфраструктуру, — сказала Анна Цивилева.

Когда тоннокилометры не отражают реальных потребностей

Во время сессии «БАМ и Транссиб: как построить быстрее?» было жарко. Здесь, по сути, схлестнулись мнения Андрея Макарова, замгендиректора РЖД, и оппонирующих ему экспертов — Сергея Цивилева, губернатора Кузбасса, Сергея Шишкарева, президента группы компаний «Дело», и Михаила Дегтярева, губернатора Хабаровского края.

Представитель РЖД огласил список достижений в виде рублей и тонно-километров. Всего за 9 месяцев текущего года освоено 78 миллиардов рублей, что эквивалентно всему бюджету стройки 2021 года. В направлении Дальнего Востока по железным дорогам перевезено 146 миллионов тонн грузов. В прокладке новых путей задействованы 13 тысяч человек. Люди работают вахтенным методом, и зарплата в 200 тысяч рублей является едва ли не типичной для специалистов-строителей.

Сообщалось также, что российско-китайский товарооборот по железной дороге вырос в 2021 году на 35%, превысив 8,5 триллиона рублей, а в скором будущем подрастет до 12 триллионов рублей.

Помимо прочего, было заявлено о создании нового погранперехода через Приаргунск, который даст выход к Транссибу приграничным провинциям Китая Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян. Со стороны КНР для этого планируется строительство соединительной линии длиной 192 км.

Также планируется задействовать железнодорожную сеть Монголии, как еще один канал транзита в Китай и обратно.

То есть, в принципе, все хорошо, но картину строительства новых железнодорожных магистралей омрачают трения с крупнейшими банками России, от которых, по его словам, невозможно получить банковские гарантии…

Тем временем губернатор Куз­басса Сергей Цивилев сразу же усомнился в адекватности планов РЖД по Восточному полигону, согласно которому до 2035 года по модернизированным магистралям БАМа и Транссиба должно быть перевезено 305 миллионов тонн грузов. Этот план, с его точки зрения, не отражает реальных потребностей добывающей промышленности.

Вспомним, что план модернизации БАМа и Транссиба во многом рассчитан на улучшение транспортной логистики для разрабатываемых месторождений полезных ископаемых в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В этом плане серьезная роль отводится частным компаниям-концессионерам, причем зачастую строительство участков магистрали в их зоне ответственности обходится значительно дешевле, чем проекты РЖД.

В свое оправдание Макаров заметил, что не все подрядчики работают в одинаковых с РЖД условиях. К примеру, линия «Эльгауголь» обходится дешевле похожих строек РЖД из-за надбавок концессии для возмещения инвестиций.

Однако на Сергея Цивилева объяснения чиновника РЖД впечатления не произвели, и он продолжил критику политики госмонополии.

По его словам, для Кузбасса был принят план по увеличению перевозок угля на Восток к 2022 году. По факту перевезли меньше. План по Восточному полигону в 305 миллионов тонн к 2035 году, по мнению губернатора, не отражает реальных потребностей, в связи с чем Сергей Евгеньевич в конце своей критической речи предложил передать реализацию планов строительства Восточного полигона от РЖД к Министерству строительства.

Вслед за губернатором Кузбасса слово взял Сергей Шишкарев, президент группы компаний «Дело», напомнив присутствующим, что, кроме угля существуют и другие грузы, необходимые на Востоке. По его мнению, в управлении Восточным полигоном собралось слишком много бюрократов РЖД, рулящих транспортными потоками на БАМе и Транссибе по принципу «разделяй и властвуй»…

Дискуссия длилась долго (актуальность темы говорит сама за себя: слушатели почти два часа стояли в проходах). Главный вывод по итогам сессии предсказуем: на железной дороге, как и прежде, всем распоряжается и за все отвечает РЖД, год за годом отказывающаяся ломать привычные схемы, но также и взвалившая на свои плечи весь груз ответственности. Предложения о реформировании застывшей в граните монополии допускаются, обсуждаются, но в жизнь не проводятся, даже если экспертами доказана их целесообразность.

Восток — Кузбасс

Всего в программу VII Восточного экономического форума включено более 70 деловых мероприятий, в том числе панельные сессии, круглые столы и бизнес-диалоги. Тема форума 2022 года — «На пути к многополярному миру». Сессии в рамках деловой программы разделены на шесть тематических блоков: «Место России в мировой структуре: алмаз кристаллизуется под давлением», «Мировое разделение труда: отказ от старых и создание новых связей», «Финансовые рынки: что сохраняет стоимость при утрате доверия?», «Создаем новое качество жизни для людей», «У каждого свой путь: логистика изменившегося мира» и «Патриотизм на смену толерантности».

Для нас же более интересно соглашение, которое Кузбасс и Республика Саха (Якутия) подписали на полях Восточного экономического форума. Губернатор Сергей Цивилев и глава Республики Айсен Николаев утвердили план мероприятий к Соглашению о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве до 2026 года. Определены основные направления сотрудничества сторон в области промышленности, городского развития, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, образования и науки, культуры и национальной политики, туризма, спорта и молодежной политики, инвестиционной политики, социальной защиты и занятости населения.

— Восточный экономический форум стал одним из ключевых инструментов развития российского Дальнего Востока, визитной карточкой макрорегиона. На площадке форума ежегодно принимаются решения, имеющие большое значение как для России, так и для стран АТР, разрабатываются новые инструменты развития, заключаются знаковые инвестиционные контракты. Уверен, что VII Восточный экономический форум станет яркой страницей в истории развития дальневосточных территорий и будет способствовать их всестороннему развитию,— отметил заместитель председателя правительства Российской Федерации — полномочный представитель президента России в ДФО, председатель оргкомитета ВЭФ Юрий Трутнев.

А участие Кузбасса в этом мероприятии предоставляет возможность показать Кузбасс как крупный промышленный регион, который активно развивается во всех сферах, открыт к сотрудничеству и привлекателен для инвестиций.

Подготовил Леонид Алексеев

Источники: Politnovigator.net, пресс-релизы АО «Колмар Груп»


2024-МАЙНИНГ