Углем по воде

Собственники угольных активов Кузбасса заинтересованы участвовать в строительстве новых и наращивании действующих мощностей угольных терминалов российских портов


Курс — через Тихий океан в Азию

В конце января в рамках XXIII Международного научного симпозиума «Неделя горняка-2015» Анатолий Яновский, замминистра энергетики РФ, в развернутом выступлении еще раз подчеркнул, что наиболее перспективным для России становится угольный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Российские угольные компании, прежде всего СУЭК и «Кузбассразрезуголь», активно расширяют свое присутствие на рынках Китая, Южной Кореи и Японии. В числе поставщиков угля в эти страны Россия устойчиво занимает 3-е место. По прогнозам международных агентств, к 2030 году этот рынок вырастет в 1,5 раза. Стоит задача не только сохранить позиции на этом рынке, но и увеличить долю российских углей на нем с 6% до 15%. В том числе конкурентоспособной нашу продукцию на этом рынке делает короткое транспортное плечо до дальневосточных портов.

— За счет развития Восточного полигона российских железных дорог на восток будут направлены дополнительные объемы из Кузбасса — порядка 36 млн тонн и еще 50 млн тонн будут экспортироваться в случае реализации новых дальневосточных проектов, — сказал заместитель министра.

Согласно «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», три четверти экспортных поставок угля из России осуществляется через российские порты, 1/4 — через порты соседних стран. Основные объемы перевалки угля в России сейчас приходятся на четыре порта: Восточный — 21,8 млн тонн (24%), Усть-Луга — 15,7 млн тонн (17%), Ванино — 13,5 млн тонн (15%), Мурманск — 11,7 млн тонн (13%).

Двигателем роста угольной промышленности России по-прежнему будет экспорт, и в этом плане прогнозы развития мирового рынка для нашей страны вполне благоприятны. Так, по прогнозу агентства Wood Mackenzie, к 2020 году потребление угля в мире достигнет 4,5 млрд тонн нефтяного эквивалента и опередит объемы потребления нефти (4,4 млрд тонн). Основную роль в повышении спроса на уголь в будущем, по мнению исследовательского агентства, сыграют Китай и Индия, причем на Китай будет приходиться две трети роста потребления угля.

На восток и запад

ОАО «СУЭК», крупнейший экспортер угля в России (международные продажи составили 45,6 млн тонн в 2014 г., прирост по сравнению с 2013 годом — 5%), считает один из главных приоритетов компании развитие собственных объектов логистики. До 82% объема перевалки угля на экспорт СУЭК осуществляет через собственные порты.

Один из стратегических приоритетов компании — увеличение экспортных поставок угля, в первую очередь на быстрорастущем рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Для усиления конкурентных преимуществ на рынках стран АТР ОАО «СУЭК» построило в Хабаровском крае в порту Ванино собственный балкерный терминал, который начал работу в конце 2008 года. Имея пропускную способность 13,7 млн тонн в год, он обеспечивает наиболее экономичную перевалку угля, добываемого предприятиями компании, который затем поставляется конечным потребителям в Азиатско-Тихоокеанский регион.

В сообщениях компании указывается, что в 2013 году через порт было перевалено 13,7 млн тонн угля — около 70% экспортных поставок угля СУЭК морским путем в страны Азии. Общий объем инвестиций в Ванинский балкерный терминал в период 2006–2013 годов составил 435 млн долл. США. Планируются дополнительные инвестиции в наращивание перевалочной мощности объекта до 21 млн тонн в год к 2018 году, что будет способствовать дальнейшему увеличению эффекта экономии за счет масштаба.

В 2005 году SUEK AG (дочерняя компания ОАО «СУЭК», осуществляющая эксклюзивные продажи угля предприятий на внешнем рынке) заключила долгосрочный контракт до 2018 года с ООО «Стивидорная компания «Малый порт». В перспективе обе компании готовы к расширению договорных отношений и увеличению объема перевалки угля до 4 млн тонн в год по мере появления пропускной способности железных дорог.

ООО «Стивидорная компания «Малый порт» создано на базе трех причалов Восточного порта и расположено на юге Приморского края, в 20 километрах от порта Находка, в акватории незамерзающей бухты Врангеля. Порт открыт для захода иностранных судов. Основным видом деятельности компании является предоставление услуг по перевалке угля. Пропускная способность порта на рынки АТР составляет более 2,6 млн тонн в год. К 2016 году планируется реализовать ряд мероприятий для увеличения пропускной способности порта до 4 млн тонн в год.

В то же время не остается без внимания и западное направление. ОАО «СУЭК» является крупным акционером ПАО «Мурманский морской торговый порт» (в конце января ОАО «Мурманский морской торговый порт» изменило фирменное название на «публичное акционерное общество» — ПАО) для обеспечения стабильности поставок на западном направлении, где также запланировано увеличение пропускной способности. Порт сравнительно близко расположен к портам Западной Европы, и через него осуществляется выход на трассу Северного морского пути.

Рекордный Посьет

Личным рекордом в конце прошлого года ОАО «Мечел», ведущая российская горнодобывающая и металлургическая компания, считает увеличение годового грузооборота торгового порта Посьет в Приморском крае. В сообщении пресс-службы компании говорится, что, по данным на 25 декабря, он достиг 5 млн тонн угольной продукции. Это лучший показатель за всю историю порта. Эта судовая партия с 5-милллионной тонной угля была отгружена в направлении Китайской Народной Республики.

«Достижение рекордных объемов грузооборота в торговом порту Посьет стало возможным после запуска в опытную эксплуатацию в первом квартале 2014 года специализированного перегрузочного угольного комплекса. Выгрузка угля в основном осуществляется с помощью двух вагоноопрокидывателей, что увеличивает скорость перевалки почти в два раза. В 2015 календарном году порт выйдет на годовой объем перевалки угля в 7 млн тонн», — говорится в сообщении. С учетом дальнейшей модернизации портовой инфраструктуры, предусматривающей строительство глубоководного причала и подходного канала для приема судов типа Panamax грузоподъемностью до 60 тыс. тонн, грузооборот торгового порта Посьет в среднесрочной перспективе планируется довести до 12 млн тонн угля.

Наращивание экспорта угля на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона в 2014 году осуществилось благодаря подписанию ряда соглашений о сотрудничестве с ведущими металлургическими холдингами в странах АТР. В частности, по контракту с китайской корпорацией Baosteel «Мечел» должен поставить до 1,2 млн тонн угля. В основном поставки были осуществлены в адрес партнеров в Китае, Южной Корее и Японии.

Основные экспортные отгрузки угля, поставляемого с предприятий «Мечела» в Кемеровской области и Якутии, проходят через дальневосточные морские порты Посьет и Ванино (Хабаровский край). В перспективе правительство РФ приняло решение об увеличении акватории морского порта Посьет, что будет способствовать привлечению крупнейших судоходных линий иностранных компаний в порт и увеличит количество судозаходов крупнотоннажных судов. Это повысит конкурентоспособность российских морских портов Дальнего Востока.

Торговый порт Посьет расположен на побережье Японского моря в заливе Посьета. Железная дорога связывает его с Транссибирской магистралью, северо-восточным Китаем, Северной Кореей. Посьет является терминалом для вывоза угля, добытого на месторождениях предприятий, входящих в группу «Мечел»: «Южный Кузбасс», «Якутуголь», «Эльгауголь».

На берегу бухты Врангеля

По оценке ОАО «Восточный порт», перспективные объемы перевозок угля через порты Приморья к 2020 году могут составить 60-80 млн тонн. В январе-сентябре 2014 года объем перевалки самого Восточного порта вырос в сравнении с прошлым годом на 22% до 16,3 млн т. К 2017 году пропускная способность порта Восточный вырастет до 27 млн т угля в год, а к 2019 году — до 35 млн тонн, говорится в материалах компании.

Поставка угольной продукции на территорию ОАО «Восточный порт», в бухту Врангеля, осуществляется с угольных предприятий ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (контролирующий акционер ОАО), а также других производителей угля в Кузбассе. В структуру порта входят угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов мощностью 14,2 млн тонн в год и универсальный производственно-перегрузочный комплекс мощностью более 3 млн тонн в год. Основной груз — каменный уголь, добываемый в Кузбассе. В настоящее время экспортный уголь составляет 98,5% грузооборота компании, груз идет в Японию, Южную Корею, Китай, Тайвань…

Для увеличения пропускной способности в 2012 году компания начала строительство третьей очереди углепогрузочного комплекса. Проект рассчитан на 4 года, ввод в эксплуатацию запланирован на январь 2017-го. Планируется, что к этому времени общий годовой грузооборот ОАО «Восточный порт» достигнет 29 млн тонн.

33% отгрузки угля, добытого ОАО «Кузбассразрезуголь», осуществляется через угольный терминал в порту Усть-Луга — самого большого угольного терминала на Балтике. Согласно оперативным данным, грузооборот ОАО «Ростерминалуголь» в 2014 году составил 15 452 483 тонны угля. Годовой план выполнен на 112%.

Несколько месяцев назад в российской прессе активно обсуждалась возможность основных экспортных поставок угля через новый терминал в порту Мурманск. Сообщалось, что ОАО «Кузбассразрезуголь» (правда, без комментариев самой компании) готово перенаправить 7 млн тонн угля из «иностранных портов Балтийского моря» в Мурманск при выделении государственных средств на развитие железнодорожных подходов к терминалу и привязке железнодорожных тарифов к мировым ценам на уголь. «Согласно протоколу, КРУ готов подписать обязывающее соглашение о железнодорожных перевозках в направлении мурманского порта 10 млн тонн угля (в том числе тех самых «балтийских» 7 млн тонн) и о строительстве там терминала Лавна, если РФ проведет «расшивку узких мест на дальних подходах к Мурманску» и привяжет «долгосрочный железнодорожный тариф на уголь к конъюнктуре мировых цен» (rzd-partner.ru). Также губернатор Мурманской области Марина Ковтун в рамках проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» сообщила, что основной частный инвестор — «Кузбассразрезуголь» будет строить угольный терминал на 18 миллионов тонн в месте впадения в Кольский залив (РИА «Новости»).

Неоднозначный Суходол

В конце января российские СМИ сообщили, что Минтранс предлагает отказаться от нескольких проектов по развитию портов на Дальнем Востоке. В качестве кандидатов назывались проекты по строительству терминалов для перевалки угля в бухте Суходол (проект холдинга СДС и Volga Group мощностью 20 млн тонн угля в год) и в бухте Вера (проект структуры «Ростеха» — «РТ — глобальные ресурсы» мощностью 20 млн тонн). Не исключено, что сокращению подвергнутся и другие проекты.
«Решение оптимизировать проекты было принято из-за ограниченности пропускной способности БАМа и Транссиба», — объясняет представитель Минтранса.

К 2018 году пропускная способность магистралей вырастет на 55-66 млн тонн в год с нынешних 102 млн тонн. Тогда как, по данным «Росморпорта» и Минтранса, к 2020 году на Дальнем Востоке появятся 134 млн тонн дополнительных портовых мощностей. При этом ведомства не учитывают проект зернового терминала «Суммы» в порту Зарубино на 100 млн тонн в год и увеличение мощности проекта перевалочного комплекса «Роснефти» с 10 млн до 30 млн тонн.

Бюджет сможет сэкономить на проекте СДС и Volga Group, поскольку он включен в федеральную целевую программу (ФЦП) развития Дальнего Востока и Байкальского региона (2014-2018 годы): на него предполагалось выделить 2,8 млрд рублей бюджетных средств. Общие инвестиции в проект — 18 млрд рублей. Проект «РТ — глобальные ресурсы» в порту Вера общей суммой инвестиций в 19,7 млрд рублей не включен ни в одну ФЦП. Партнером по проекту может быть китайская Shenhua.
И это тем более обидно, что в конце декабря 2014 года один из крупнейших инвестиционных проектов холдинговой компании «Сибирский деловой союз» (СДС) на территории Приморья по строительству специализированного на перевалку угля морского порта с грузооборотом 20 млн тонн после долгих дискуссий наконец-то получил положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Соглашение о строительстве морского угольного перегрузочного комплекса в районе бухты Суходол Приморского края было подписано еще в декабре 2013 года. Инициатором проекта выступило ОАО «Холдинговая компания «СДС-Уголь». Согласно проекту, мощность специализированного терминала должна составить 20 млн тонн в год (около 300 тыс. вагонов в год, или по составу с углем каждые два часа). В портовое хозяйство должны войти открытые угольные склады под хранение 1,52 млн тонн сырья, терминал с выходом в открытое море и погрузочные комплексы. Объем финансирования: 18 млрд руб. Срок реализации — 2014-2019 годы.

Строительство комплекса в бухте Суходол вызвало неудовольствие экологов и жителей Шкотовского района Приморского края. С учетом требований — для защиты от пыли необходимо, чтобы все перевалочные пункты порта были закрытого типа — переработанный проект наконец-то получил экспертное разрешение. Но, как видим, январское совещание Минтранса поставило реализацию проекта под угрозу.

Надо сказать, что по разным причинам в течение десяти лет попытки СДС построить собственные угольные терминалы (в порту Усть-Луга, на Баренцевом море в районе Мурманска и в черноморском порту Южный на Украине) терпели неудачи.

Согласно федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)» к 2016 году планируется обеспечить перевалку грузов в объеме порядка 770-780 млн тонн в год, в том числе создать резерв пропускной способности морских портов в 15%, что позволит переориентировать российские внешнеторговые грузы из портов сопредельных государств на российские порты, а также использовать его в моменты пиковых нагрузок в общей транспортной сети Российской Федерации. Особое внимание будет уделено развитию глубоководных портов Мурманск, Усть-Луга, Калининград, Тамань, Оля, Восточный, Ванино. Эти порты планируется развивать как порты-хабы, в том числе для обслуживания международных транспортных коридоров.

Евгения Райнеш

 


СГИ Тимофеева